Постановление Совета судей РФ от 26.04.05 №131

"О мерах по совершенствованию организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации"

Заслушав и обсудив информацию члена Президиума Совета судей Российской Федерации Пашкова В.И. о мерах по совершенствованию организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации, Совет судей отмечает, что с реализацией Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" сделан очередной шаг в развитии судебной реформы.

Мировые судьи максимально приближены к населению, благодаря чему обеспечивается быстрое рассмотрение дел и материалов. Отнесение к подсудности мировых судей значительного количества уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях способствовало стабилизации работы районных судов, освободило их от необходимости рассматривать дела и материалы, не представляющие особой сложности.

В 2004 году мировые судьи рассмотрели 30,7% от общего числа оконченных производством уголовных дел (318,2 тыс. дела). Удельный вес гражданских дел достиг 64,8% (3770,8 тыс. дела). Административных дел рассмотрено 3216,2 тысяч.

В то же время следует признать, что пятилетний опыт работы мировых судей выявил потребность совершенствования правового регулирования и организации их деятельности.

Неопределенность в разграничении полномочий Российской Федерации и ее субъектов, несовершенство правового регулирования в решении вопросов статуса мирового судьи привели к тому, что в субъектах Российской Федерации действует большое количество нормативных актов, ограничивающих гарантии статуса мировых судей, относительно установленных федеральным законом. В ряде субъектов Российской Федерации законами предусмотрены дополнительные требования к гражданам, претендующим на должность мирового судьи, согласование их кандидатур с органами местного самоуправления, исключение из процедуры назначения мирового судьи председателей верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов.

Нет единых нормативов материально-технического, финансового, кадрового обеспечения деятельности мировых судей.

Отсутствие компетентного государственного органа, который бы занимался организационным обеспечением деятельности мировых судей за счет средств субъектов Российской Федерации, а также законодательного закрепления этой функции привело к тому, что в ряде субъектов Российской Федерации возникают проблемы в организации обеспечения деятельности мировой юстиции, что негативно сказывается на качестве судопроизводства.

Иного законодательного решения требуют вопросы определения общей численности мировых судей, принципа построения судебного участка, необходимы изменения в процедуре осуществления судопроизводства мировыми судьями.

Проблемы мировой юстиции требуют принятия комплексных мер, входящих в компетенцию законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и должны решаться в контексте оптимизации функционирования судебной системы в целом.

На основании изложенного Совет судей Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  • Комиссии по вопросам судебной практики и совершенствования законодательства (Демидов В.В.):
    • подготовить проекты законов о внесении изменений в федеральные законы "О мировых судьях в Российской Федерации", "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", направленные на совершенствование федерального законодательства о мировых судьях, а также проекты законов о внесении изменений в УК, УПК, ГПК, КоАП Российской Федерации в целях приведения в соответствие процессуальных сроков рассмотрения дел по правилам общего судопроизводства со сроками, установленными для федеральных судов общей юрисдикции, упрощения процедуры судопроизводства, расширения компетенции мировых судей при использовании примирительных процедур и освобождения виновных от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности;
    • подготовить перечень вопросов определения подсудности гражданских дел мировым судьям, а также апелляционного порядка пересмотра судебных решений по уголовным и гражданским делам, по которым необходимы разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
  • Просить Верховный Суд Российской Федерации внести законопроекты, направленные на совершенствование деятельности мировых судей, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
  • Признать необходимым полномочия Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по организационному обеспечению деятельности судов распространить на мировых судей. Поручить Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации разработать научно-обоснованные нормативы нагрузки и обеспечения деятельности мировых судей: служебными помещениями, современной вычислительной, копировально-множительной техникой, другими материально-техническими средствами, а также штатной численностью государственных служащих и обслуживающего персонала.
  • Предложить Министерству юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов обратить внимание на необходимость принятия исчерпывающих мер по выполнению Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ "О судебных приставах" в части обеспечения безопасности мировых судей и установленного порядка их деятельности.
  • Обратить внимание Генерального прокурора Российской Федерации на необходимость обеспечения прокурорского надзора за соблюдением федерального законодательства в процессе регионального нормотворчества по вопросу регулирования деятельности мировых судей в субъектах Российской Федерации.
  • Рекомендовать органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
    • совместно с органами судейского сообщества, управлениями (отделами) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, другими заинтересованными государственными органами разработать и принять региональные целевые программы развития мировой юстиции;
    • привести нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации о мировых судьях в соответствие с федеральным законодательством;
    • предусмотреть:
      • согласование назначения на должность руководителя органа субъекта Российской Федерации, осуществляющего обеспечение деятельности мировых судей и их аппаратов, с органами судейского сообщества субъекта Российской Федерации;
      • предварительное согласование проекта бюджета государственных органов, осуществляющих материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и их аппаратов, с органами судейского сообщества субъектов Российской Федерации;
      • отчет об исполнении бюджетов государственных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и их аппаратов, перед органами судейского сообщества субъектов Российской Федерации;
    • принять дополнительные меры к обеспечению необходимой штатной численностью аппаратов мировых судей, предусмотрев введение должностей помощников мировых судей и обслуживающего персонала; улучшению условий размещения участков мировых судей и их аппаратов, созданию компьютерных автоматизированных рабочих мест, оснащению их информационно-правовыми и программными ресурсами; обеспечению бюджетного финансирования профессиональной подготовки и повышения квалификации мировых судей и работников их аппаратов.

Председатель Совета Ю.И. Сидоренко