Историческая справка о суде

Упоминания об особых судах для торговых людей встречаются уже в документах Древней Руси. При Петре Первом в 1721 году был учреждён Главный магистрат, рассматривавший торговые дела, а при Николае Первом в 1832 году - коммерческие суды. Эти суды по праву можно считать прообразом арбитражных судов.

Коммерческие суды действовали вплоть до 1917 года и были упразднены Декретом советской власти о суде № 1, а Декрет о суде № 2 даже содержал запрет на судебные иски между казенными учреждениями - все возникающие споры решались в административном порядке.

21.09.1922 Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (далее – ВЦИК) и Совет народных комиссаров (далее – СНК) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (далее – РСФСР) издали «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями». Этим положением было предусмотрено, что имущественные споры между государственными предприятиями и учреждениями разрешаются Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны РСФСР, а на местах – арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях. Создание специальных органов для разрешения имущественных споров между организациями было связано с мероприятиями по укреплению законности, внедрению хозяйственного расчета в деятельности этих организаций в период осуществления новой экономической политики.

Постановлением Совета труда и обороны (далее – СТО) Союза Советских Социалистических Республик (далее – СССР) 14.03.1923 утверждены Правила производства дел в арбитражных комиссиях. Из вышеуказанного Положения и этих правил легко усмотреть, что по своему организационному построению арбитражные комиссии ближе стояли к административным органам, так как они состояли при исполнительно-распорядительных органах государства, состав комиссий назначался этими органами и эти же органы имели право отменять либо изменять решения арбитражных комиссий в порядке надзора. Однако по характеру своей деятельности арбитражные комиссии приравнивались к судебным органам и в отличие от общих судов рассматривались как специальные суды, созданные для разрешения имущественных споров между хозяйственными органами.

29.10.1924 приняты «Основы судоустройства Союза Советских Социалистических Республик и союзных республик». В статье 22 Основ было записано: «Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями рассматриваются: а) Высшей арбитражной комиссией при СТО СССР, б) Высшими арбитражными комиссиями при ЭКОСО союзных республик, арбитражными комиссиями при СНК АССР, местными (областными, губернскими) арбитражными комиссиями, организуемыми при исполкомах областей и губерний».

Таким образом, в 1924 году в основном была завершена организация системы арбитражных комиссий как специальных органов, созданных для рассмотрения имущественных споров между государственными и кооперативными предприятиями и организациями.

В начале 1930 года в стране началось проведение кредитной реформы, ликвидировавшей коммерческое кредитование между государственными органами и заменившей его прямым банковским кредитованием. 
Постановление Центрального исполнительного комитета (далее - ЦИК) СССР и СНК СССР от 18.02.1931 «Об ответственности за невыполнение заказов и поставок по договорам для обобществлённого сектора народного хозяйства» обязывало все хозяйственные органы оформлять свои заказы и поставки путём заключения письменных договоров и обеспечивать точное и своевременное выполнение этих договоров. 

Правительством СССР проведён ряд мероприятий по укреплению хозяйственного расчёта на предприятиях и организациях, а также по повышению плановой и договорной дисциплины, из которых с неизбежностью вытекала необходимость подчинить порядок рассмотрения и разрешения споров между хозяйственными органами задачам борьбы за укрепление хозяйственного расчёта, за укрепление договорной и плановой дисциплины. 

Арбитражные комиссии, сыгравшие свою положительную роль в 1920-е годы, перестали отвечать новым требованиям времени.

04.03.1931 ЦИК СССР и СНК СССР приняли постановление «Об упразднении государственных арбитражных комиссий».

Возникла объективная необходимость создать органы, которые смогли бы выполнять новые задачи. Правительство признало, что такими органами должны явиться органы государственного арбитража, построенные иначе, чем арбитражные комиссии. 

03.05.1931 ЦИК СССР и СНК СССР утвердили «Положение о государственном арбитраже». Он учреждался «для разрешения имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями обобществлённого сектора в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчёта».

В 1931 году разработаны и изданы «Правила рассмотрения и разрешения имущественных споров органами Государственного арбитража». Постановлением СНК СССР «О мерах укрепления работы органов Государственного арбитража» были значительно расширены его полномочия. 

Постановлением СНК СССР от 05.12.1939 на государственный арбитраж было возложено и рассмотрение споров, возникающих при согласовании основных условий поставки товаров. 

Таким образом, была завершена организация специальных органов, рассматривающих и разрешающих имущественные и преддоговорные споры между социалистическими организациями в направлении укрепления хозяйственного расчёта, договорной и плановой дисциплины, в направлении повышения качества договоров и полного соответствия их государственному плану.

Госарбитраж при Тюменском облисполкоме был создан на основании решения Тюменского облисполкома от 24.11.1944. Согласно протокола № 6 заседание Тюменского облисполкома от 28.11.1944 с 25.11.1944 в должности главного арбитра облисполкома был утвержден Рожин Ф.Л. Он работал в этой должности до 09.02.1957.

В арбитражной системе области рассматривались, как исковые, так и преддоговорные дела. Так за второе полугодие 1951 года было решено 935 исковых дела и 27 преддоговорных.

09.02.1957 главным арбитром области была назначена Воронцова К.М., работавшая в этой должности до 30.01.1962, когда ее сменил Бондаренко Г.П. Он возглавлял арбитражную службу области до 16.08.1971. Бондаренко Г.П. произвел передачу дел и нарядов госарбитража исполняющей обязанности главного арбитра Кисельниковой А.А.

С 1972 года по январь 1977 года главным арбитром являлся Зязев К.Д., с 27.01.1977 по 05.03.1990 – Зверев В.П., а с апреля 1990 года по 02.04.1992 – Толмачев Н.В.

В 1990-е годы в России произошли крупнейшие экономические преобразования. В период перехода от основанной на государственной собственности централизованно управляемой экономики к экономике рыночной, основанной на частной собственности, интенсивно развивалось новое экономическое законодательство, гражданское и публичное право.
Появилась новая законодательная база – приняты Законы РСФСР от 24.12.1990 «О собственности в РСФСР», от 25.12.1990 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», от 02.12.1990 «О центральном банке РСФСР (Банке России)», от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности» и другие. 

Переход к новой экономической модели и формирование рыночных отношений, основанных на законе и договоре, вызвали объективную необходимость в создании независимой судебной системы, приспособленной для рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами. 

В 1991–1992 годы в Советском Союзе, а после его распада – в России и других государствах, образовавшихся на базе союзных республик, были созданы суды для разрешения коммерческих споров, которые получили наименование арбитражных (хозяйственных, экономических). 
17.05.1991 Верховный Совет СССР принял Законы «О Высшем Арбитражном Суде СССР» и «О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР». 4 июля этого же года принят Закон РСФСР «Об арбитражном суде», который стал действовать с 01.10.1991. Этот закон стал правовой основой для формирования системы арбитражных судов.
С принятием данных законов Госарбитражи всех уровней и иные аналогичные органы в министерствах, государственных комитетах и ведомствах были упразднены. Появился новый орган судебной власти – арбитражный суд. 

Со 02.01.1992 Высший Арбитражный суд СССР был упразднён, а его правопреемником стал Высший Арбитражный Суд РСФСР.

23.01.1992 принято постановление Верховного Совета Российской Федерации (далее – РФ) «Об избрании Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ». Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ избран Яковлев В.Ф.

Преобразование органов государственного и ведомственного арбитража в систему арбитражных судов, являющихся самостоятельным звеном судебной власти, потребовало принятия нового кодифицированного закона, регламентирующего основные положения арбитражного процесса. 05.03.1992 Верховный Совет РФ принял первый Арбитражный процессуальный кодекс РФ, который вступил в силу с 15.04.1992. 26.06.1992 принят Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации». 

Создание арбитражных судов стало одним из направлений в реализации концепции судебной реформы, предусматривающей функционирование специальных судов по разрешению споров в сфере предпринимательства. Обладая самостоятельностью и независимостью, арбитражные суды сразу включились в механизм нового хозяйствования. 
Постановлением Верховного Совета РФ от 02.04.1992 № 1642-1 председателем Тюменского областного арбитражного суда избран Толмачев Николай Васильевич, который в последствии с 1995 года по апрель 2009 года возглавлял Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Постановлением Верховного Совета РФ от 11.07.1992 избран первый состав Тюменского областного арбитражного суда – 14 судей.

С 1995 года руководство Арбитражного суда Тюменской области осуществлял эрудированный профессионал, высокопризнанный ученый Клеандров Михаил Иванович, который в 2003 году Советом Федерации Российской Федерации назначен судьей Конституционного Суда Российской Федерации.

В 1995 году был принят новый Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», внесший изменения в систему арбитражных судов. 

Вместо действующей до 1995 года двухзвенной системы арбитражных судов создается трехзвенная: арбитражные суды субъектов РФ, федеральные арбитражные суды округов (их было создано десять) и Высший Арбитражный Суд РФ. 

Помимо структурных изменений в этом же году произошли перемены и в процессуальном законодательстве: вступил в силу новый Арбитражный процессуальный кодекс 1995 года – второй по счету. 
В 2002 году вступил в действие третий Арбитражный процессуальный кодекс РФ. В нем были сохранены многие положения предыду его процессуального закона, но в то же время вводились новые институты и правила, направленные на усовершенствование процедуры судопроизводства в арбитражных судах. 

Новый этап в развитии структуры арбитражной системы связан с началом 2000-х годов Федеральным конституционным законом от 04.03.2003 № 4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» предусмотрено создание двадцати апелляционных судов.

В 2003 году председателем Арбитражного суда Тюменской области был назначен Тевс Виктор Григорьевич, Заслуженный юрист Российской Федерации, Почетный работник судебной системы, который в 2015 году ушел в почетную отставку.

Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» с 6 августа 2014 года Высший Арбитражный Суд Российской Федерации упразднен, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, переданы в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации.

Время не стоит на месте. Совершенствуется законодательство.
В Арбитражный процессуальный кодекс РФ внесены значительные изменения, носящие принципиальный характер. Поправки, связаны с изменением подхода к извещению участвующих в деле лиц, реформированием института арбитражных заседателей, оптимизацией процессуальных сроков, введением упрощенного и приказного производства в арбитражном процессе, повышением степени открытости и доступности арбитражного процесса путем использованием новейших электронных технологий.

В настоящее время Арбитражный суд Тюменской области возглавляет Финько Олег Иванович, судья второго квалификационного класса, имеющий большой стаж практической работы по юридической профессии.

Судебные коллегии возглавляют имеющие высокий уровень квалификации, большой стаж судейской работы заместитель председателя суда Ли Э.Г. - судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, заместитель председателя суда Лоскутов В.В. - судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений

Президиумом суда председателями судебных составов назначены профессионально грамотные, инициативные и перспективные судьи Курныдина А.Н., Опольская И.А., Макаров С.Л., Крюкова Л.А., Авдеева Я.В., Минеев О.А. В суде трудится пять кандидатов юридических наук (Горячкина Д.А., Климшина Н.В., Курындина А.Н., Маркова Н.Л., Скифский Ф.С.,).

Сервис временно не доступен